воскресенье, 2 августа 2009 г.

Алтайский class 3

Целью этого тура было покататься по несложным участкам алтайских рек, а если будет скучно - заехать на Мажой :).

Урсул.

Урсул - приток Катуни, небольшая речка с одним порогом и интересной секцией с длинной шиверой. Как обычно, тур начался с разминочной речки.

Сумульта.

Сумульта - ещё один приток, более полноводный, приток Катуни. Сумульта порадовала нас пешей заброской через перевал, покрытый снегом. Мы не смогли вовремя найти коней для заброски, машина из-за погоды не смогла заехать на перевал, и нам пришлось идти пешком. Где-то далеко за перевалом мы встретели пятерых конных охотников на маралов, вооружённых карабинами со снайперскими прицелами. Они помогли нам дотащить лодки. Всё равно мы не успели за один день дойти до реки и заночевали на границе леса. Но вроде до реки осталось немного.

Почему-то я не ожидал от притоков Катуни участков class 5+. Сумульта началась бодрой секцией шивер, впрочем, легко читаемых с наплыва. Всё усугублялось тем, что на берегах лежал снег, вода в реке была ледяной, и на речке был паводок из-за таявшего снега.

На этой речке было два серьёзных порога, и скоро мы приехали к первому из них - Куртучаку. Я отказался от прохождения, так как решил, что на разгруженной лодке плыть непривычно, а на гружёной - опасно. Из десяти человек поехали порог только Вася и Костян. Вася проехал, как и ожидалось, нормально, а Костян много переворачивался, сломал весло и не смог встать. Дальше он поплыл с запасным веслом. После нескольких шивер мы остановились ночевать в охотничьей избушке.

На следующий день мы проехали слияние реки с Большой Сумультой. Воды стало более чем в два раза больше, и начался самый сложный порог - Шумы, состоящий из 3х ступеней. 1ую ступень я не поехал по тем же причинам, что и Куртучак, а поехали опять только Вася и Костян. И опять Вася проехал нормально, а Костян убрался и остался без лодки.

Проблема Костяна была в том, что чтобы выбраться из места, где мы находились, нужно было или плыть 3 часа на лодке, или идти пешком 3 дня обратно через перевал, или идти неделю вдоль реки по тайге. Еды у нас не было вообще. Первый вариант был для Костяна недоступен, и мы уплыли без него вниз.

Нам осталось проехать ещё две ступени порога Шумы. 2ую ступень обнесли все, так как там вся река утекала в заварной котёл. 3ю ступень все прыгнули, потому что там быа всего одна большая бочка, которая объезжалась справа и после которой начиналась ровная вода. Все прооехали нормально, только барнаульский Антоха вылез из лодки в последней бочке.

Ниже порога Шумы находился катальный участок с порогами, похожими на катуньские в большую воду. Всех вроде порадовал такой фан-сплав, а мне уже становилось скучно.

Через несколько километров мы нашли лодку Костяна, идущего за нами по берегу. Мы перевезли её на его берег и оставили её на видном месте, вместе с веслом и юбкой. Где-то через час он дошёл до неё и приехал к нам вниз, на урсульскую базу, пить с нами пиво и париться в бане. Идти неделю по тайге без еды ему не пришлось, и мы все были очень рады за него.

Мажой.

Поскольку все плавали вроде как неплохо, мы решили поехать на Мажойский каскад реки Чуя. Воды в Чуе было очень мало, и Верхний Мажой был не особо интересен. Только московский Антоха заварился в Тихоне, но не прекращал борьбу и вышел из бочки нормально.

Зато в Нижнем Мажое было интересно всем. Каждый порог нужно было просматривать. Вода быстрая, как в Тургусуне, и не прощает ошибок. Что-то мы все ехали, что-то все обносили. Иногда кто-то вылезал из лодки, его спасали. Бесполезно давать детальное описание прохождения Нижнего Мажоя по маленькой воде, но это всегда был интересный, динамичный сплав. По-моему, я обнёс часть Русских Горок с сифоном и Коварный с Недотрогой.

Ночевали мы на Чибитской поляне, про которую я тогда много слышал, но ни разу не видел.

Верхний Башкаус.

Мы плавали пока только Саратанский каньон, простой участок легендарного Башкауса на 40 минут сплава. Воды было много. Саратанский каньон был похож на непрывный поток Пни на Катуни в небольшую воду. Бочек почти не было, препятствием была только активная турбулентность.

Нижний Чулышман.

Воды в Чулышмане также было много. Мы сходили на Куркуре, но прыгнуть водопады не получилось, так как они превратились в сплошную non-stop белую мешанину из сливов, заканчивающуюся 30-метровым водопадом:

Пороги на Нижнем Чулышмане оказались очень мощными и интересными. Непрерывное чередование очень больших валов и бочек. Я практически сделал луп на сбойке. Было довольно страшно, но мы смогли сплавляться управляемо. Ничего реально опасного вроде не было (Вася сказал "везде промоет").

Пожалуй, Чулышман вместе с Мажоем и Тургусуном - самое интересное, что я плавал в xUSSR в этом году. Сумульта - тоже интересная и динамичная речка, но нам было слишком холодно, и мы слишком устали после пешки, чтобы наслаждаться порогами. В общем, в этом туре были речки на все вкусы, и, я думаю, каждый получил фан от сплава.