среда, 12 августа 2009 г.

Саяны

Мои путешествия с лодкой по Сибири закончились тем, что в июле мы побывали в Саянах. Мы путешествовали по реке Китой и её притокам, вслед за экспедицией Adidas team (отчёт Тома про неё). Мы прыгали всякие разные водопады, много ходили с лодками и вещами по тайге и побывали в очень красивых местах :). Дальше - подробности.

Часть 1ая - Китой.

Мы приехали к истокам Китоя, где он выглядел скорее как ручей, и автомобильная дорога без труда пересекала его. Мы выгрузили наши трусики-маечки из машин, погрузили их в лодки и поплыли вниз. Через пару часов мы доплыли до Первых Щёк ("щёками" местные буряты называют каньоны реки). Там была стоянка и рыбалка, а порогов пока ещё не было.

На следующий день мы проплыли пару десятков километров по плёсам и разбоям, после чего доплыли до Верхних Щёк. Начали попадаться пороги, которые становились всё мощнее и доросли до class 3. Мы плыли всё без просмотра, пока не остановились перед сильным сужением, в котором был срез водопада и за которым ничего не было не видно. Это был первый Порог-Водопад на Китое, и тут начинался собственно каньон Верхние Щёки. Мы побросали лодки перед водопадом, обнесли с вещами приличный кусок каньона и встали в его середине на ночёвку. Гуляя вдоль каньона, мы любовались удивительными видами - изумрудная река в десятках метрах внизу и ручьи-притоки, водопадами падающие в неё.

На следующий день мы вернулись к лодочкам, чтобы хотя бы поплавать по каким-нибудь порогам. Порог-водопад все обнесли, но зато следующие пороги ехали все. Сразу после водопада находился очень страшный порог class 5, в котором был довольно страшный слив, и струя билась между двумя карманами. Но проехать оказалось довольно просто, я не перевернулся, правда, многие почему-то попереворачивались.

После этого мы проплыли маленький порожек "Винт" и оказались возле нашего лагеря. Мы побросали трусики-маечки в лодки и поплыли дальше. К счастью, дальше практически не было порогов, и каньон Верхние Щёки скоро закончился, сменившись опять плёсами и разбоями. Мы остановились на ночёвку возле русла небольшого ручья и поймали там несметное количество рыбы.

На следующий день мы доехали до самого интересного места Китоя - каньона Моткины Щёки. В нём тут же начались пороги, которые скоро доросли до class 4 - плавать по центру реки стало страшно, но в целом было вроде несложно. Мы проплыли с просмотром порог "Палец" и остановились для обноса Порога-водопада Моткиных Щёк.

Порог-водопад - самый сложный порог Китоя, class 5+. Он состоит из нескольких ступеней и находится в каньоне со стометровыми стенами, выход из которого уже невозможен. Порог был пройден Джеком Ковалевским на катамаране в 2004(их отчёт) и Никки Келли на каяке в 2005 (её отчёт). Короче, мы обнесли, даже не просматривая.

Мы побросали трусики-маечки на берегу после Пальца и пошли с лодками обносить водопад. Это также было нелегко - километров пять по тайге, правда, по отличной тропе (тут все обносят :). В конце обноса пришлось спускать лодки на верёвках с 50-метровой стены. Потом мы проплыли уже на разгруженных лодках несколько самых интересных порогов Китоя - интересный class 4 с возможностью покататься в интересном котле - и попали в устье Эхе-Гола. Потом сходили за шмотками и остановились ночевать выше эхе-гольского водопада.

Часть 2ая - Эхе-Гол.

В прошлогодней экспедиции Вася с компанией перешёл в истоки Эхе-Гола с Онота, через несколько перевалов. Теперь же нам предстояло тащить свои лодочки 10 км. вверх вдоль Эхе-Гола. Эхе-Гол - это приток Китоя с небольшим расходом и приличным падением; стиль сплава - техничный крикинг. Заканчивается Эхе-Гол 15-метровым водопадом.

Тропа долго петляла по крутому склону каньона, заросшему лесом, временами пропадая. Через несколько часов прогулки, когда всем уже надоело идти вверх, мы поплыли обратно к лагерю. Сплав был нетрудный, но мы нашли несколько интересных дроповых порожков.

На следующий день мы прыгали 15-метровый эхе-гольский водопад. Прыгали всего четверо: Вася Порсев, Вася Чесноков, Вадим из Томска и Макс из Лондона. Я отказался от прыжка, решив, что я ещё не готов такое прыгать. Заход на водопад был довольно кривым: там находился целый порог с несколькими сливами. Было понятно, что для успешного прохождения водопада достаточно пройти этот порожек, не перевернувшись, и как-нибудь попасть в основной слив носом вперёд, и, в идеале, как-нибудь убрать весло, чтобы не сломать его о своё лицо :). В общем, все прыгнули нормально, Вася Чесноков забуфил, но у него сорвало юбку после приземления.

После прохождения Эхе-Гола мы побросали трусики-маечки в лодки и поехали по Китою вниз. Мы проехали ещё несколько мощных порогов class 3-4 и остановились в устье р. Билюты. На этом самый интересный каньон Китоя - Моткины Щёки - закончился.

Часть 3я - Билюты.

Билюты была самой красивой рекой трипа с самой трудной заброской. Опять нам пришлось два дня идти по тайге с лодками, по завалам, болотам и довольно крутым горам. За первый день мы прошли 12 км и упёрлись в глубокий каньон ручья, что означало близкий конец наших мучений. Ручей валился чередой водопадов между двумя вертикальными гранитными стенками, высотой метров 30. Вася Чесноков по GPS отыскал на склоне секретную лесенку, оставленную местными охотниками. После этого он переправился через каньон и организовал навесную переправу из спасконцов, по которой мы перетащили лодки.

После переправы мы спустились поближе к реке и остановились ночевать на единственной площадке, с трёх сторон ограниченной стометровыми вертикальными стенками. Спуститься к реке за водой было невозможно; за водой пришлось ходить обратно к ручью (порядка километра назад и 200 метров вверх), воду мы носили в гермомешках. Прямо под нами находился последний водопад реки Билюты - Double drop; перед ним было видно 6-метровый водопад.

На следующее утро мы взяли лодочки и снова поплелись вверх по реке, чтобы увидеть верхний каньон Билюты. Это была самая тяжёлая пешка за весь поход; тропа постоянно терялась в страшных завалах, забиралась вверх на скалы и спускалась вниз в ручьи, чтобы снова забраться на какую-нибудь гору. Но то, что мы увидели, когда пришли, потрясло всех. Абсолютно прозрачная изумрудная вода текла по каньону, сложенному из мрамора. Падая со ступенек различных форм и высот, она образовывала разнообразнейшие водопады с чистым заходом. Ближе к концу каньона начиналась какая-то сплошная белая мешанина, о прохождении которой было вообще страшно подумать. Но туда надо было ехать, потому что после третьего водопада вылезти из каньона было уже невозможно :).

Всё же мы преодолели свой страх и стали парами прыгать входной водопад. Я сильно разогнался и улетел далеко вперёд с первого водопада, получился офигенный буф. Примерно то же я сделал с остальными водопадами, Костян даже стал называть меня не иначе, как Мастер Буфа :). У некоторых других участников были небольшие проблемы, Вадим и Антоха вылезали из лодок в каньоне, спасработы были довольно неприятными. Каньон заканчивался большой бочкой, в которой все заваривались или переворачивались через корму, и которая привозила в карман. Мне удалось объехать бочку справа, но почему-то все остальные предпочли вариться в ней, некоторые даже вылезали.

После Мраморного каньона и до начала Нижнего каньона серьёзных порогов не было. Мы доплыли до Нижнего каньона, побросали лодки и пошли ночевать в наш лагерь, расположенный в сотне метров над рекой.

На следующий день мы собрали вещи и выложили их после 12-метрового водопада Серёга (названным в честь отца Васи Чеснокова, первооткрывателя этой реки). Ниже спуститься к реке было уже невозможно, и водопады Double drop и 6-метровый неободимо было прыгать на гружёных лодках. Мы обнесли первый порог каньона, проплыли ещё какие-то пороги и обнесли порог, после которого вся река утекала в карман. После обноса этого кармана пришлось прыгать в воду со скалы по довольно неудобным ступенькам, и сразу же буфить следующий слив. Я не допрыгнул до воды и довольно неприятно получил по лицу своим же веслом.

После этого мы оказались перед так называемым Непроходом Чеснокова - очень кривым S-образным водопадом. Нормальный обнос всего этого водопада отсутствовал, но можно было прыгать с берега прямо в выходную струю водопада. Нужно было прыгнуть не слишком далеко, чтобы не заехать в карман напротив, и не слишком близко, чтобы не заехать в карман под этой же скалой; дальше нужно было сразу же развернуться и обязательно забуфить слив с мощной бочкой. В общем, Васе Порсеву это удалось, Васе Чеснокову не удалось, он свалился в слив как-то боком, стал кататься в бочке и отстрелился. Всех нас это сильно испугало, но обнос всё равно отсутствовал, и мы все более-менее удачно попрыгали в порог и забуфили бочку. Ваню из Кирова затащило в ближний карман, но он как-то смог оттуда отгрестись и удачно забуфить бочку.

Мы перечалились и кое-как вылезли на очередную скалу, сразу за которой находился входной порог 12-метрового водопада Серёга. Все прыгнули этот водопад, Василий прыгнул раз пять, и это при том, что заноситься наверх нужно было по вертикальной стене, по верёвке. Я не сгруппировался и опять получил веслом по лицу. Кто-то терял вёсла, кто-то вылезал, но вроде всем водопад понравился: простой заход и чистый слив с глубокой чашей.

После этого нам осталось погрузить трусики-маечки в лодки и прыгнуть ещё два водопада: 6-метровый и дабл-дроп. 6-метровый все как-то ещё прошли, хотя и переворачиваясь под сливом. Я не смог забуфить нормально на гружёной лодке и перевернулся (ненавижу гружёные лодки). В дабл-дроп поехали Вася с Максом, причём Макс говорил: "мне моя девушка сказала "don't do anything stupid!", может не надо???" Итак, им предстояло забуфить первую ступень, и как-то проехать вторую, чтобы не уехать в карман и не завариться под сливом. Вася забуфил первую ступень, но его немного развернуло, он не смог забуфить дальше и свалился во вторую ступень уже без скорости; потом он заварился под второй ступенью, через некоторое время промылся и был зажат в карман, ведущий обратно под слив, из которого через минуту как-то смог отгрестись. Макс смог попасть во вторую ступень на ровном киле и с правильным курсом, но без скорости; его промыло в бочке, хотя он полностью погрузился в неё на своей огромной лодке Pyrania Carnali. Всех остальных из нас такие варианты прохождения совершенно не удовлетворили, и мы решили, что супернеудобный обнос по скалам и осыпи - всё же лучше, чем заплыть в таком пороге и плавать где-то под водой между бочкой и карманом.

После этого нам осталось прыгнуть совсем уж маленький двухметровый сливчик, выплыть из каньона Билюты и проплыть несколько часов по Китою, чтобы оказаться на базе с пивом и баней.

Хочу поблагодарить всех, кто учавствовал в этой экспедиции:
  • Васю Порсева за организацию и страховку;
  • Васю Чеснокова за роль местного гида и GPS-навигацию;
  • наших иркутских друзей Саню Мяктова, Батю и Вову - за транспорт и всевозможную помощь;
  • рыбаков - за рыбу;
  • фотографов - за съёмку;
  • Костяна - за еду;
  • Макса - за терпение и стремление выучить русский (кстати, его отчёт)
  • остальных каякеров - за сникерсы и за приключения, из-за которых с вами было нескучно, чуваки :)

Хочу также пожелать Перте, сломавшему обе ноги и лодку после приземления в камень, как можно быстрее начать плавать.

Пальвелев Артём,
    12-25 июля 2009.
  • 2 комментария:

Владимир Асмаковец комментирует...

Просто великолепное путешествие! И очень интересный рассказ с красивыми фотками! Как я рад, что вся эта сказка, находится совсем близко!

Egor комментирует...

Сплав конечно потрясающий! Вашему мужеству и отваге можно только позавидовать. И конечно же впечатлениям от этого похода. Не природа а красотища!