среда, 13 мая 2009 г.

Сплав по рекам Непала

В апреле в России ещё холодно. Снег ещё не стаял, тёплые дни ещё не настали. Что делать, если хочется тепла? Приехать в страну, расположенную на южных склонах Гималаев, где дети плавают в горной реке на покрышках, где собирают по три урожая в год, где вдоль реки растут дикие бананы и горы испещрены плантациями риса!


Трисули

Трисули – это непальская Катунь. Много воды и пороги, не требующие работы. Мы даже взяли с собой девочек на рафте. Подходящая река для раскатки после зимы.

Мы катались на валах и развлекались, как могли, а Вася говорил, что все плохо плавают, потому что продалбывают улова. Никто особо не обращал внимания, а зря.




Калигандаки

Небольшая речка с камнями и несложными порогами. Всем скоро стало скучно, особенно когда она превратилась в водохранилище, по которому пришлось ещё и грести 5 км.




Моди-кола

На этой реке скучно не было уже никому. Пешая заброска 30 км. по треккинговой тропе (даже при том, Вася нанял портеров тащить наши лодки) заняла целый день и вымотала всех. Я отравился какой-то местной водой и лежал с температурой в замечательном лодже, где цвели розы, в 50 метрах от реки.

Наутро я вроде выздоровел, и мы стали сплавляться. Очень скоро стало понятно, что класс участников очень разный: кто-то всё время вылезал, многим пришлось обнести несколько порогов. В одном из порогов, который шли только мы с Васей, я смог убраться. Я продолбал заход и свалился кормой в слив, слева и справа от которого были карманы. Бочка привезла меня в карман, где меня просто выкинуло из лодки, и я быстро вылез на берег.

Река была довольно быстрая и каменистая, поэтому вылезать из лодки и даже переворачиваться было очень нежелательно. Некоторые, всё же, этим злоупотребляли. В результате Натали, плавая вниз головой по камням, разбила себе лицо. Вова потерял счёт своим отстрелам, но почему-то уцелел.

После того, как я понял характер реки, прохождение не составляло проблем. Я выбирал альтернативные линии движения, катался в бочках и вылавливал товарищей.




Марсианди

Вася сказал, что эта река – непальский Чулышман. Это быстрая река с большим расходом и без камней. Пороги состояли из огромных булыжников, лежащих в русле, между которыми были сливы различных форм и высот. Было также несколько огромных валов, напоминающих фотки из Уганды.

К сожалению, боевой дух многих участников упал до минимума после Моди-колы. Бате повезло меньше всех, т.к. Моди-колу он не плавал, болея в Покхаре, и он не получил бесценного опыта в расталкивании камней. В результате, двое участников вообще не стартовали, а ещё двое выбыли сразу после старта. Оставшейся группой в 4 человека мы отлично проплыли участок и покатались. Вася был доволен сплавом.

На следующий день мы полной группой прошли речку ещё раз, без особых приключений. Правда, вода немного упала.




Now jump!

Перед прохождением реки Бхоте-коси мы решили попробовать банджи-джампинг в её каньоне. Это прыжок на резинке с моста, длиной метров 80 и высотой 160 (но смотрелось как все 500, река внизу выглядела узенькой ленточкой!) Сначала нам было страшно даже стоять на мосту, но потом, вместе с другими мальчиками и девочками из самых разных стран, мы пересилили свой позорный страх и сделали шаг вперёд! Девочки почему-то при этом очень смешно теряли тапочки в реке.



В этот же день мы решили сплавиться по участку реки ниже каньона (class 3). Скоро обнаружилось, что у нас как бы есть небольшие проблемы: двое участников, после нескольких фатальных продолбов, пошли по дороге вдоль реки. Я приплыл в сифон. Из снаряжения утоплена морковка и тапочки. На этом мы закончили сплав и поехали в город спать.

На следующий день мы решили проехать тот же участок, плюс каньон с банджи, плюс участок ниже. Сложность – class 3-4. В каньоне выбыл ещё один участник – Андрюха поцарапал ручку, и его боевой дух упал настолько, что он не мог даже траверсировать реку, чтобы попасть на тропу. Вася перевёз его, и мы поехали втроём.

На выходе из каньона находится водопадистый участок. Стоит заметить, что Вася и Чук были на больших сплавных лодках, тогда как я был на допотопной буханке от Pyrania. В общем, то ли лыжи не ехали, то ли уж я не знаю что.

Один порог проходил только Вася, а мы страховали его снизу. Но водопадов хватило на всех. В одном из сливов я не смог нормально приземлиться на своей буханке, перевернулся и начал серфить в котле. Со временем я почему-то решил, что без лодки меня промоет быстрей, отстрелился, но это не помогло. Я сделал ещё несколько кругов под водопадом, и в итоге отгрёбся руками. И всё это только затем, чтобы приплыть между следующим сливом и сифоном!

После таких приключений вчерашний участок был просто ни о чём. Мы втроём проплыли его безо всяких просмотров (просмотров на всех сложных реках этого тура вообще не было).

В качестве бонуса, после вчерашнего участка нас ждало несколько совсем уж сладеньких порогов в стиле pool-drop. Постоянное падение и сливы, мощная и мягкая вода – хороший финиш и хорошая награда за некоторые мучения в начале.




Тамба-коси

Неудивительно, что самую сложную реку тура мы проходили втроём. Зато, это позволило нам не тратить время на просмотры и спасработы. Мы ехали с такой же скоростью, как наш автобус по горной дороге!

Тамба-коси – это big volume, class 4. Очень большие бочки, камни и валы, кидающие нас, как мячики. Белая вода падает в следующую бочку, поэтому ты до последнего помента не видишь, где конкретно бочки и сколько их. Сначала мне казалось, что все пороги на этой реке можно назвать только словом «каша». Потом я понял, что река имеет вполне конкретный характер, и если его понять и играть по правилам, то вполне можно сплавляться контролируемо и получать кайф.

Вообще, пороги на тамбе выглядят так: река втекает в сад из камней. Причём, каждый камень размером с автобус. Причём, я очень боялся больших камней, после того поплавал в сифоне под одним из них.

Мы чётко прошли реку. У Чука были небольшие проблемы (проплыл вниз головой весь порог, заклинился в камнях), но никто не облажался, мы быстро закончили сплав и пошли пить холодное непальское пиво в кафешке.





Марсианди, top section

Большинство наших товарищей уехали обратно на родину, чтобы заняться работой, мы же стали ждать ещё нескольких, с которыми собирались пойти в треккинг. За счёт этого у нас образовалось несколько свободных дней, и мы смогли покататься по сложному участку Марсианди. Здесь мы катались вдвоём…

Эти пороги нельзя сравнить ни с чем, что было до этого. Много воды, много огромных мощных сливов, пороги самой разной длины. Мне досталась лодка Prijon Rocket, но я не смог на ней кататься по этим порогам. Пришлось бросить лодку в каньоне и выбираться по ручью вверх, чтобы идти пешком 10 км до базы. К счастью, меня подвёз грузовой джип с цементом. На следующий день мы решили проехать этот участок ещё раз. Я проехал его на новой лодке Pyrania, на которой не испытывал никаких проблем.




Пальвелев Артём,
1-16 апреля 2009.

Комментариев нет: