четверг, 14 января 2010 г.

Уганда-2010

Сезон 2010 для меня начался уже в январе, в Уганде! Отчёт пока без фоток, фото-отчёт будет позже.

Итак, Перта Малкин посоветовал мне обязательно побывать в этой стране, потому что скоро будет построена плотина, и часть порогов будет затоплена. Плавал я сначала с моим другом Василием Порсевым, с которым мы вместе плаваем уже третий год, потом с Катей Кульковой, и несколько раз со случайными знакомыми — англичанами и японцем.

Когда я спросил Макса Билбоу, не будет ли мне скучно в Уганде, он ответил что-то вроде: "It won't be interesting for you... unless you want to seriously improve you kayaking".

Сплав в Уганде оказался очень специфичным и уникальным. В порогах много воды, но большинство порогов безопасные настолько, что рафтеры не бояться катать там клиентов и переворачивать рафты. Камней обычно нет. В большинстве порогов вообще нет бочек, только валы. После каждого порога — озеро.

Абсолютно все пороги начинаются со среза, за которым ничего не видно. Но всё же, по стоящим столбам пара можно представить себе расположение бочек, а по мелькающей пене видно валы — хороший повод научиться читать воду с наплыва!

Воды в Белом Ниле было мало, и сложные пороги стали очень неприятными: заварные бочки и камни. Это Widow Maker, Dead Dutchman и Hypoxia. Эти пороги мы не плавали, зато все остальные пороги мы проплыли. Hypoxia превратилась в заварной котёл, где огромный поток падал в стоящую воду, без видимого выхода. Dead Dutchman впадал как очень мощный брандсбойт, в начале порога виднелся большой слив с заварной бочкой, в середине было ещё пара бочек и нехорошие камни.

Многие пороги находятся в параллельных протоках, так что можно выбирать, куда ехать. Пороги делятся на Day1 и Day2 — два рафтовых дня. Первый день едется на каяке за 5 часов, второй за 1.5 часа. Схема порогов:

  • Hump+Bujagali либо Widow Maker (не плавали) либо Blood Runner
  • 50/50
  • Silverback либо плохой порог с котлом через всю реку
  • Overtime либо Dead Dutchman (не плавали)
  • superhole (была очень маленькой бочкой для спинов) и котёл перед ней
  • Itanda либо Hypoxia (не плавали) либо Kalagala Falls
    (конец Day1, начало Day2)
  • slalom gates с катальной бочкой
  • ещё порог с катальной бочкой в левой протоке
  • порог с катальным валом
  • остров Стива Фишера
  • вал Nile Special и вал Club


Мой любимый порог — Itanda, это мощный и техничный порог, в котором есть примерно 5 очень больших бочек, и для правильного прохождения нужно сделать несколько траверсов. Я плавал его 4 раза, последний раз я плыл в эту мешанину из бочек первым (играя роль гида).

Поскольку пороги абсолютно не видно из-за среза, сначала приходится плавать за гидом вслепую. Естественно, это страшно, и по началу сплав был для меня борьбой со своим страхом. Постепенно я привык, и стало немного скучно. Васе Порсеву стало настолько скучно, что он поехал в Кению купаться в Индийском океане. Я же продолжил плавать каждый день, иногда отдыхая, и когда через неделю меня спросили: "Тебе не скучно плавать всё время одни и те же пороги?" — я не знал, что ответить. Я просто не думал об этом, потому что совершенствовать технику ещё было куда, и каждое прохождение было уникальным.

Про технику. В Уганде плавают на родео-лодках, потому что большинство порогов там всепрощающие и брать туда сплавную лодку неинтересно. Уганда позволяет хорошо отработать некоторые моменты, такие как контроль продольного крена (чтобы не переворачиваться в валах) и буф (на Hump и Kalagala, тренироваться можно на Blood Runner). Кроме того, маленькая длина и объём лодки вносят интерес в траверсы, пересечение сбоек и все остальные элементы сплава. Но первое, от чего все страдают — это продольный крен, и все часто начинают переворачиваться через корму.

После пары недель катания по порогам у меня осталось несколько дней, чтобы пожить на волне и постараться улучшить своё родео. Как-то так получилось, что последние два года я исключительно сплавляюсь по речкам, и шанса серьёзно заняться родео у меня не было. Чтобы это подкорректировать, я решил пожить рядом с Nile Special в негритянской деревне.

Когда бода-бода назвал мне цену переезда, я решил, что это слишком дорого для меня, и вместо этого решил один проплыть оба сплавных дня. Я начал с того, что оплавал с англичанами порог Blood Runner всеми возможными способами, потом мы доплыли до Silverback, где они поехали на бода-бодах обратно, а я поехал дальше один. Я пересёк озеро, прыгнул с хода Overtime (это небольшой каменистый водопад, 90% воды в этом месте уходит в Dead Dutchman), покатался в super hole и доехал до Итанды. До этого я уже проходил Итанду, но делать это одному было рисковано. Я решил, что самое простое — это Калагала, потом решил, что прыгать её одному тоже нельзя, т.к. там внизу в улове камни, и может получиться нехорошо. Но когда я подплыл туда, я увидел в улове над водопадом знакомых каякеров из Швейцарии! Проблема была решена, мы вместе прыгнули, и я решил плыть с ними вместе. У них прыгнуло пять человек из шести, они полчаса ждали шестого, мне надоело и я поплыл дальше один. Серьёзных порогов в Day2 нет, но я забыл, где какие протоки находятся, а с просмотрами там не очень — везде джунгли. Пару раз я уплыл в незнакомые протоки, но, просмотрев с воды, в каких сливах куда прыгать, я всё проехал без происшествий и доехал до Nile Special и своей деревни.

В качестве родео я занимался в основном сёрфингом по валу (в основном Club, так как Nile Special слишком быстрый для моей лодки) и крутил всякие спины. Ключевой момент в родео таков, что если ты хочешь действительно заниматься родео, тебе лучше жить в деревне, тогда у тебя будет сколько угодно времени на катание. Если же тебе ближе возлияния и курение, то тогда можно жить в Hairy Lemon. Дело в том, что фиксированный график завтраков, обедов и ужинов в Hairy Lemon не очень располагает к катанию, а после еды люди там впадают в затупу на 1-2 часа в лучшем случае. Меня же в деревне петухи будили уже в 5-6 утра :) и даже вдоволь навалявшись и позавтракав, в 8 можно быть уже на волне. Толпа из Hairy Lemon приползает где-то не раньше 10ти часов утра. Вообще, кататься с толпой очень неудобно. Когда 10 человек хочет кататься на одной волне, и каждый серфит по 1-2 минуты, тебе приходится ждать очереди по 15 минут, это ужасно, я забываю вообще все ощущения, которым научился. В общем, лучше кататься без толпы.

Если бы у меня была ещё неделя на родео, можно было уже попробовать делать бланты. Я только приступил к изучению того, как притапливать нос при смене крена и что вообще происходит с продольным креном лодки при разном сёрфинге. Думаю, что это очень полезный момент и для сплава тоже.

В последний день я решил ещё раз покататься до Silverback, причём как обычно проехать Hump слева (это нетрадиционная траектория, так как там находится водопад с бочкой, которую надо буфить). До этого я три раза заварился в этой бочке, но сразу промылся, потом один раз удачно забуфил. Двое человек из четырёх, что плавали со мной, вылезли из лодок. Но в последний день воды стало ещё меньше, и бочка стала жёстче. Я заварился в ней, встал в трёх метрах от слива и понял, что нахожусь ещё в обратке (бочка подпёрта справа отбойником с обливного камня) и меня опять подсосало под слив. Если бы я не занимался все эти дни родео на валу, я бы бросил всё к чертям и вылез из лодки, но теперь я совершенно на автомате засерфил в этой огромной бочке, пересёк её на фронт-сёрфе и вышел альтернативным путём в правую протоку.

В общем, я думаю, что в Уганде будет интересно паддлерам любого уровня, и каждый сможет найти интересные моменты для себя, занимайся он сплавом или только фристайлом. Белый Нил предоставляет отличную школу контроля за лодкой и всех элементов сплава и родео.

2 комментария:

Jen комментирует...

dude, can't read Russian but see you're following our blog. Would be happy to chat about paddling if you like. Sweet. Jen

Artyom Palvelev комментирует...

Cool! You can contact me via email,
palvelev (at) gmail.com